RSS

Городской портал госуслуг

В первую субботу сентября Москва отметит 868-летие

11:29 25.08.2015
До большого городского праздника остается чуть больше полутора недель. Москвичей и гостей столицы ждет богатая программа: выставки, концерты, театрализованные представления, салют и многое другое.
Одно из главных событий Дня города – историко-патриотический фестиваль «Москва Триумфальная». Он откроется в 10.00 торжественным проходом «Спасской башни». Фестиваль превратит Тверскую улицу в уникальную инсталляцию. На один день, 5 сентября, там появятся 8 реконструированных копий триумфальных арок, возводившихся в нашей стране в разные эпохи: со времен Петра I и вплоть до советского периода. Фестиваль перенесет посетителей в славное прошлое и расскажет о трехвековой истории великих побед России!
3 из 8 триумфальных арок – Фигурные (Виноградные) и Николаевские ворота, а также арочный мемориал Александру II – воссоздаются на фабрике имени Первого мая.
Прежде чем за дело взялись декораторы, фантастическая работа была проделана архитекторами и искусствоведами. Без их усилий фестиваль «Москва Триумфальная» не мог бы состояться: о внешнем виде, историческом месте установки некоторых арок до нас дошло очень мало информации, и эксперты восстанавливали облик памятников по крупицам.
Вот что об этом говорит историк искусства, консультант фестиваля «Москва Триумфальная» Ирина Юрасовская: «Для начала работы мы провели огромную работу в архивах, консультировались с лучшими специалистами: историками, архитекторами, рестовраторами. Для создания макетов мы искали материалы в музеях: обмерные чертежи, рисунки фотографии и большое количество свидетельств и документов, устное описание. В частности, большое спасибо музею архитектуры имени Щусева, который нам очень помог».
Саму римскую традицию возведения триумфальных врат по случаю военных успехов и других знаменательных событий привнес в Россию Петр I, продолжает Ирина Юрасовская: «С Петровских времен и вплоть до XX века архитекторы, работавшие в России над триумфальными постройками, ориентировались на Древний Рим или на аналоги европейских зодчих, которые также черпали идеи в античности. Разные эпохи отличались разным декором. Более сложный и пышный — в XVIII веке: невероятные аллегорические панно, отсылающие нас к античным сюжетам.
Одна из триумфальных арок, реконструируемых на фабрике имени Первого мая, — Фигурные (Виноградные) ворота. Они были посвящены победе в Русско-турецкой войне. Построенная еще в 1776 году на территории дворцово-паркового ансамбля Царицыно, эта арка сегодня представляет один из немногих сохранившихся образцов «русской готики».
Николаевские ворота появились в Москве в 1838 году и воспроизводили оригинальную конструкцию, ранее возведенную в Санкт-Петербурге — в качестве подарка императора Николая I своей матери, императрице Марии Федоровне ко дню ее рождения. Эти ворота, получившие второе название «Чугунные», были включены в состав ансамбля усадьбы Кузьминки, принадлежавшей в то время князьям Голициным.
Арочный мемориал Александру II также относится к типу «мирных» арок, приуроченных не к военным достижениям. Его построили в Кремле в конце XIX века. В 1928 году памятник был снесен.
По словам Ирины Юрасовской, важно, чтобы описанные знаковые сооружения и события, в честь которых они воздвигнуты, не потерялись в прошлом. Напомнить о них – первостепенная задача фестиваля «Москва Триумфальная»: «Предстоящий фестиваль, прежде всего, просветительский. Реконструированные арки максимально приближены к историческим аналогам. Наша цель — напомнить как о самих знаковых постройках, так и о событиях, которым они были посвящены».
Только в мастерской Первого мая над проектом работает 25 человек, рассказывает руководитель группы декораторов Иван Дубов: «Все макеты арок размером приблизительно 8 на 8 метров. Это высота и ширина, еще три метра в глубину. Здесь у нас работает 25 человек, производство остальных арок происходит в другой мастерской, где трудится еще более 30 человек. Используем классический материал для производства декораций. Это металлическая труба разного профиля, фанера, пластик, пенопласт, гипс. Несколько тонн металла и фанеры нужно, килограммы краски! Что касается технологии, то сначала делается каркас. Как каркас любого здания он первым делом сваривается в сварочном цеху. Важный нюанс: конструкция должна быть разборной, нужно все просчитать, чтобы детали поместились в машину. Уже на месте, на Тверской, после того, как все доставим и соберем основные детали, закрепим декорационные элементы, арки приобретут завершенный вид».
Как раз окончательная сборка реконструированных триумфальных арок в месте проведения «Москвы Триумфальная», — один из наиболее сложных этапов работ. Причем он сложен не технически, а в силу сжатых сроков. Накануне Дня города на Тверской улице ограничат движение машин. Учитывая сложность трафика на Тверской и прилегающих к ней улицах, организаторы фестиваля отложили время ограничения там движения на максимально возможный срок, поэтому декораторам нужно действовать слаженно и быстро, отмечает Иван Дубов: «На монтаж отводится всего 16 часов. Движение на Тверской закрывают в 16:00 4 сентября, а в 8 утра 5 сентября у нас все должно быть готово! Чтобы гарантировано закончить работы в срок, мы проводим репетиции сборок. Вот так куются эпохи (*смеется). А если серьезно, результаты тренировок нас радуют».
По признанию Ивана Дубова, его с коллегами радует и сама возможность поучаствовать в таком значимом для города событии: «У нашей команды большой опыт, за плечами много разнообразных проектов, так что нас сложно чем-то удивить, но за предложение воссоздать арки для фестиваля «Москва Триумфальная» все взялись с энтузиазмом. Это ведь наша история!».

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Сообщение об ошибке

Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
Неверно заполненное поле
*
CAPTCHA Обновить код
Play CAPTCHA Audio

Версия для печати